В действительности ретриты существуют уже не первое тысячелетие – от ведических практик, религиозных ритуалов, многодневных медитаций индийских йогов и восточных мудрецов до аскетизма славянских монахов. В наше время о пользе ретритов узнали современные поклонники йоги и других практик, требующих осознанности и рефлексии. Теперь уединение лишено религиозного подтекста – разберёмся, для чего оно нужно.
В теории
Каждый день современного человека избыточен по количеству новой информации и получению знаний. Мы не просто впитываем всё, что буквально выливается со всех каналов получения информации (бесконечные рекламные тексты, баннеры, радио, ТВ, газеты и журналы, ленты в соцсетях), но и сами стараемся узнать больше – новости о мире, которые нас, в общем-то, не касаются, программы самообразования и повышения квалификации, книги, те же социальные сети – ведь мы не выпускаем гаджеты из рук всё свободное время.
Переизбыток информации играет роль обесценивающего фактора: чем больше мы получаем, тем меньше она начинает для нас значить. Просто так устроен наш мозг: знания, которым вы вряд ли сможете найти применение, остаются в памяти, но вы не можете ими воспользоваться во благо. Они остаются в виде шума и ввергают в стрессы, психологи называют это «приобретённой беспомощностью» – состоянием, в котором вы, вроде бы, так много знаете, но так мало можете сделать. Кажется, что контроль над жизнью попросту ускользает из рук.
Второй отрицательный эффект огромного информационного потока – шум. Среди такого количества данных, которые по умолчанию кажутся не особенно важными, сложно уловить что-то нужное. Наверняка и у вас уже так бывало: вы забывали поздравить близкого человека с днём рождения, а ведь раньше никогда не забывали. Это вовсе не старость, это последствия адаптации мозга к инфопотоку.
И, конечно, из-за бешеного темпа жизни в большом городе мы совсем перестали слышать себя. Вспоминается фраза героини одного фильма: «Мы живём в Нью-Йорке, здесь все истощены». Ретрит – это способ оградить себя от постоянного потока получения новых знаний. Это программа, позволяющая на время отключить интеллект и дать голове отдохнуть, позволить себе действовать и не думать. Во многом ретриты напоминают медитацию с тем отличием, что, как правило, они длятся дольше и имеют более выраженный и продолжительный эффект.
Это не тренинг на природе – здесь нет теории, а вся дисциплина сводится к элементарным правилам выполнения медитативных практик. Зачастую ретриты могут быть и вовсе немыми – участники не разговаривают с наставником и друг другом. Только практика, только проживание «здесь и сейчас», только рефлексия, позволяющая выбросить из головы весь мусор, накопленный порой годами и десятилетиями.
Ретрит – старт для перемен
Ретриты бывают коллективные и уединённые, популярнее стали именно коллективные программы, однако ничто не мешает вам организовать ретрит только для самого себя. Коллективные ретриты чаще всего связаны с медитациями и выездом в непривычные места, обязательно – на природу или в сельскую местность. Ретрит-центры организуют целые путешествия и даже экспедиции – на Алтай, в Монголию, Индонезию, в Индию, на Эльбрус или Эверест.
Одна из российских компаний, которая занимается организацией выездных заграничных ретритов, взяла себе слоганом фразу, отражающую всю суть ретритов – «Вернись другим». Вспомните ещё одну вещь: как часто вы говорите себе, что «нужно что-то менять», но продолжаете жить в тех же координатах своей реальности? Для нас нормально оставаться в той самой «зоне комфорта», но зачастую она превращается в «стокгольмский синдром» – нам уже на самом деле не очень-то комфортно в этой зоне, но хотя бы привычно и, кажется, вполне безопасно – мы адаптируемся к сложностям и уже знаем, как обеспечить себе минимальный комфорт даже там, где нам не нравится.
Уровни счастья, эмоциональной удовлетворённости, шаблоны поведения – всё это становится нормой, даже если планка давно опущена. В таком состоянии поверить в «я съедил в ретрит и коренным образом изменил свою жизнь» довольно сложно. Обычно мы думаем так: «Видимо, у него совсем всё плохо было, а у меня-то, вроде, вполне ничего».
Ретриты помогают нам взглянуть на всё – не только на свой быт – сверху. Недаром буддисты посвящают ретритам весь сезон дождей – а это три месяца! Они умеют дать происходящему оценку сверху, а если быть совсем по-буддистски точными, «отказаться от оценочных суждений и увидеть всё таким, как оно есть». Именно тогда возникает видение того, что привычная нам реальность – не абсолют, не норма и не единственный вариант прожить эту жизнь.
Суть ретритов
Главное в ретрите – выйти за рамки привычного. Совсем выйти. Не как в путешествии в страну, где вы последний раз отдыхали: та поездка в Италию – лишь незначительная смена декораций, причём на ещё более комфортные и тёплые. В отпуске вы не меняете свою жизнь почти никак: всё тот же Instagram, всё те же мысли, всё те же звонки с работы, всё та же пицца и вино, только в другом месте планеты.
В ретрите вы не меняете декорации, а полностью избавляетесь от них, заглядывая за пределы будничной реальности. При этом перемены достигаются вовсе не за счёт аскетизма – не стоит думать, что необходимо будет поселиться в холодной палатке, медитировать и питаться кореньями. Правильная программа ретрита – это здоровый сон, здоровые питание и режим дня, физическая активность, чистый воздух и общение с самим собой, другими «ретритерами» и наставником.
Многие семейные люди хотят поехать в ретрит вместе с супругом/супругой и/или детьми. Это в корне неверный подход – у вас едва ли получится переключиться с насущных дел, если мысли будут заняты заботой о ребёнке, а супруг/а будет маячить перед глазами. Однако никто не запрещает семейные ретриты, важно только осознавать, что на время переключения основная цель – вы сами. Если ребёнок достаточно взрослый и умеет разделять ваши увлечения йогой и медитацией, то, вероятно, ретрит пойдёт на пользу и ему.
На практике
Ретрит – это не отпуск и даже не отдых. Это работа с собой и над собой, это преодоление своих бытовых установок и освобождение от привычных шаблонов поведения. Как правило, ретрит продолжается 1-2 недели, в среднем – 10 дней. За меньшее время сознанию сложно отцепиться от привычных установок, и ретрит будет восприниматься как выездные занятия йогой и отдыхом на природе. Больший срок может негативно сказаться на неподготовленном человеке – слишком долгое пребывание вне цивилизации может запустить защитные механизмы и вызвать желание считать дни и часы до возвращения домой.
Оптимальное сочетание практик для работы с телом и сознанием – отличительная черта хорошо спланированных ретритов. Выезд за пределы города подчинён стандартному расписанию: день состоит из подъёма с рассветом, далее – медитация, лёгкие физические нагрузки (бег, прогулки, если есть водоём – плавание), питание складывается из вегетарианской диеты – однако это не принцип, а лишь стремление очистить тело от тяжёлой пищи и создать дополнительное ощущение лёгкости на физическом уровне.
Зачастую ретриты связаны также и с практикой молчания: участникам предлагают отказаться не только от медиа-информации, но и от несущественных разговоров, даже невербальных. Благодаря этому внимание из внешнего мира перейдёт на внутренний, на фоне очищения организма и лёгкости вы сможете глубже заглянуть в себя, увидеть выход из тупика, в который сами себя загнали.
Если вы когда-либо медитировали, то знаете, что ощущение сохраняется в течение дня. Ретрит – это более мощная форма медитации, эффект от которой сможет повлиять на ваше мироощущение и подвинуть ценности. Важно не растерять это состояние после возвращения в привычную жизнь – попробуйте меньше разговаривать и рассказывать о самом ретрите, не растрачивая накопленную энергию. С практикой регулярных ретритов вы научитесь не расплёскивать энергию, а направлять её внутрь себя, накапливать и контролировать её.
Йога-ретриты мало отличаются от обычных, единственная разница – в подготовке. Это не затяжной мастер-класс по йоге, поэтому едва ли участники или наставники будут готовы уделять вам много внимания, если вы новичок. Поэтому в йога-ретриты советуют отправляться людям, уже знакомым со всеми основами этих практик.